Три церкви Рима

Уже неделю читаю "Історію європейської цивілізації. Рим" под редакцией Умберто Эко. Книга - просто айсберг сведений, не могу оторваться до 3-4 утра - правда, в котелке все информационные нити путаются, приходится перечитывать одни и те же разделы. Если осилю эту глыбу и в конце не окосею смогу отличить коней от людей, Ромула от Рема, этруска от патриция, цирк от ипподрома, а Муссолини от египетского обелиска - начну куда информативнее подписывать фото в инстаграме.


А сегодня три истории о римских церквях!
     

San Agnese In Agone

Церковь Святой Агнессы


Церковь Святой Агнессы стоит на моей любимой площади Рима. На какой, и почему in agone, сейчас расскажу.

Римляне позаимствовали у этрусков и греков идею физической культуры и зрелищных состязаний, только у греков упор был атлетику, красоту тела (спортсмены выступали голыми), а кровожадным римлянам больше нравились бои гладиаторов и гонки на колесницах в Большом цирке.

Император Домициан ради поощрения игр и соревнований выстроил стадион. Лингвистический фокус: по-гречески состязания - "агон", слово прижилось у римлян, и место это называли campo in agone - поле для состязаний. In agone - n'agone - navona. Сейчас на месте стадиона Домициана - U-образная пьяцца Навона.

Пьяцца Навона <3

Агнесса Римская - христианская мученица *я очень коротко, обещаю*: на неё положил глаз знатный римский юноша, она его отвергла, он разозлился и бросил её голую на растерзание толпы язычников (как раз на месте стадиона Домициана). Однако волосы Агнессы чудом выросли и скрыли её наготу. Потом её бросили в дом терпимости, но никто не сумел к ней прикоснуться, потом её пытались сжечь, но огонь гас, потом её просто убили мечом и захоронили в катакомбах.

На месте могилы сейчас другая церковь её имени - San Agnese Fuori Le Mura (Святой Агнессы за городской стеной). Точнее, тогда это считалось "за стеной", а сейчас вполне себе район Рима Nomentana, я там дважды останавливалась. А в церкви на piazza Navona, внимание, хранится голова святой. Прямо вот на обозрении, так что аккуратнее там. Я была не рада уткнуться взглядом в маленький аккуратный черный череп.


Еще одна история о Святой Агнессе - увековеченный в мраморе "привет", который передали друг другу два заклятых друга, скульпторы Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. Когда Борромини наняли отделывать фасад Сан Аньезе Ин Агоне, Бернини как раз "выиграл тендер" на возведение Фонтана Четырех Рек - аккурат напротив входа в церковь. В итоге все четыре речных божества (Дунай, Нил, Ганг и Ла Плата) демонстративно воротят нос от фасада, а одна из скульптур будто защищается рукой на случай, если церковь обрушится. Зато взгляд Святой Агнессы с фронтона говорит всё, что Борромини думал о Бернини знаете выражение "как солдат на вошь"? Вы скажете, ну алло, какой еще взгляд, это же статуя - всё так, но когда услышишь легенду, даже в наклоне мраморной головы улавливаешь снисходительность.

С таким размахом хулиганили титаны барокко. Просто у них не было фейсбука писать друг другу гадости.

San Pietro In Vincoli

Святого Петра в цепях


Не то чтобы я углублялась в путеводители по Риму, но осталось впечатление, что базилика Сан Пьетро Ин Винколи где-то на второй странице списка достопримечательностей. Может, потому что она с виду неприметная и не высится посреди какой-нибудь знаменитой площади - наоборот, нам пришлось попетлять, хотя в моих активах была карта maps.me и друг с 33-летним опытом бытия римлянином.

В базилике хранятся вериги апостола Петра. Святого Петра дважды заключали в темницу: в Иерусалиме по приказанию царя Иудеи Ирода Агриппы за проповеди о Христе (тогда, по преданию, ему явился ангел, и оковы пали) и в Риме по приказу Нерона - тогда арест закончился казнью апостола.

Распавшиеся кандалы из иерусалимской тюрьмы христиане чтили как реликвию и передавали друг другу, пока они не попали в руки царице Евдокии. Одну веригу (цепь) она передала в дар своей дочери Евдоксии, супруге римского императора. Та построила церковь на одном из семи холмов, Эсквилине, и поместила туда вериги Святого Петра из иудейской и римской тюрем. По преданию, когда Папа Лев I взял в руки обе цепи, они чудесным образом соединились. В таком виде они хранятся в прозрачном ларце в базилике Сан Пьетро Ин Винколи и раз в год, 16 января, выставляются для поклонения.
   
Но мы их не увидели. Потому что искали базилику ради другого - ради гробницы Папы Юлия II, и интерес наш был целиком светский: гробницу украшает Моисей работы Микеланджело.


Еще перед первой Флоренцией я читала биографию Микеланджело, "Муки и радости" Ирвина Стоуна. Гробница Юлия II точно одна из самых мучительных в жизни маэстро. 40 лет работы, постоянные, извините, правки от заказчиков - только макет уже в мраморе. Не буду вдаваться в детали, их на триста страниц... ну, кроме одной.

Почему Моисей спустился с Синая... рогатым.

Не только Микеланджеловский. Вот, например, римский фонтан "Моисей" работы скульптора Фонтана (тот случай, когда решил не сопротивляться реквизитам). И опять рожки. И таких Моисеев - множество.


на фото #Рим, фонтан Аква Феличе - не "счастливой воды", а воды, поступающей из акведука, построенного при папе Сиксте V, в миру Феличе Перетти.

это не всё ) проектировал фонтан архитектор по фамилии Фонтана (согласитесь, удобно); в центре - Моисей, по католической традиции рогатый.

почему так? потому что западные "мытци" читали перевод Священного Писания на латынь, т.н. Вульгату (Vulgata), где была допущена неточность: одно и то же слово с иврита можно перевести как рога и как лучи. автор, Блаженный Иероним, выбрал рога, хотя там был контекст, что израильтянам трудно было смотреть в лицо Моисею. а вот Кирилл и Мефодий сходу трактовали правильно, так что в православной традиции лицо Моисея излучало свет.

если будете в Риме, навестите еще Моисея Микеланджело в базилике Сан Пьетро Ин Винколи, он тоже с рожками.
Фото опубликовано Dasha Zoloto (@thezoloto)


Santa Sabina

Базилика Святой Сабины


Церковь Санта-Сабина ценна и историей, и расположением: рядом на Авентинском холме вилла Мальтийского Приората (с замочной скважиной, в которую БЕЗ ШУТОК видно три государства), Апельсиновый сад с фантастической панорамой Рима, а у подножья холма расположилась церковь Санта Сария Ин Космедин, известная тем, что на входе прихожан встречают кошмарные Уста Истины.


После пышно убранных церквей аскетичный интерьер базилики вызывает вопрос, но ровно до тех пор, пока не вспомнишь, что доминиканцы наряду с францисканцами - нищенствующие ордены. Святой Доминик был родом из Испании, и когда ехал устраивать дела в Рим, прихватил с родной земли апельсин. В Риме о таком слыхом не слыхивали. Святой посадил цитрус в монастырском саду, и считается, что все апельсиновые деревья Рима пошли от плода Святого Доминика. То древнее дерево можно рассмотреть в круглое отверстие в монастырской стене.


Ну, и легенда! Чтобы вам тоже было волнительно идти в Санта Сабину. Итак, однажды Святой Доминик молился, и к нему прилетел дьявол. После бесплодных попыток отвлечь святого от молитвы он разозлился, схватил камень и швырнул в коленопреклоненного. И камень что? - правильно, отскочил, не причинив святому вреда, но попутно разгромив мраморную плиту. Камень называют lapis diaboli, и хранится он на колонне в углу базилики. И на нем следы когтей. Никаких оград, можно трогать - но вот верите, вообще не хочется! 


lapis diaboli
двор базилики
фонтан у входа в Апельсиновый сад

Оба раза, в январе и в мае, мы застали Санта Сабину совершенно пустой. В остальных церквях тоже не было толчеи, я даже как-то перестала чувствовать себя "в Риме" - когда привыкаешь, что на любом фото вокруг тебя легион рюкзаков, а чайки требуют два евро за позирование и выдают чек. 

Если пропустили, здесь пост о трех тихих и красивых местах для прогулок в Риме. Всем amore!       




   

Популярные сообщения из этого блога

Косметичка в ручную кладь: лайфхаки

Как я превращала каре до подбородка в элегантные шо... то есть, в каре до плеч

Помада, которая победила стоматолога